
Кристина Шкилева — куратор, со-основательница самоорганизации NIZINA, издатель. В художественной и кураторской практике фокусируется на книжных проектах. В интервью Кристина рассказывает о своих фотокнижных предпочтениях и находках с французских ярмарок.
Как возник твой интерес к фотокнигам, и какое издание появилось первым в твоей коллекции?
Когда я впервые решила оформить свой проект в фотокнигу, стало ясно, что назад дороги нет. Это был фееричный опыт — от того, как не стоило делать, до тестирования разных видов бумаги на своих изображениях, самостоятельной сборки книг, покупки принтера, участия в ярмарке в Москве со своими зинами и организации собственного фестиваля в Петербурге.
Первое издание появилось примерно в ковидный год — «Dream City Anoek Steketee». Меня покорила цена — 800 рублей (кажется, это была какая-то ликвидация, потому что соседние книги стоили от 2000 рублей). Еще зацепил розовый форзац, и что книга начинается с цитат, только потом идет название и визуальный нарратив. Автор исследовал социальный, политический и культурный контекст стран, таких как Ирак, Руанда, Китай, Колумбия, Израиль, Палестина, Туркменистан, Индонезия и другие, через съемку парков развлечений. Название книги — в честь одного из таких парков в Ираке.
Какая фотокнига из твоей библиотеки сейчас твой фаворит?
Ох, сложный выбор. Но я фанатею от фотоархивов и mockumentary. «Wild Man» Ruben Lundgren. Я уже уходила с ярмарки Polycopies, но в последний момент подошла к его стенду, и он начал рассказывать про этот проект. Я такая мысленно: «Продано!». Он подписал издание и приложил туда искусственный красный волос. Поясню: книга рассказывает о феномене дикого человека в Китае. Проводились реальные экспедиции, и однажды был найден красный волос, который отправили на анализ. Он оказался человеческим, но мифология уже успела захватить умы. Рубен вообще специализируется на китайской фотокниге. Для этого проекта он сотрудничал с Архивом современных конфликтов в Лондоне, собирал заметки в интернете, на блошиных рынках искал изображения. Когда я стану взрослой, хочу быть как Рубен. Шутки шутками, но последние два года я сама скупаю архивы на Авито и блошках.
Книжный дизайн какой книги с твоей полки тебе особенно импонирует?
Безусловно, «Thinking Like an Island» Габриеле Чаппарини и Камиллы Марреси. Этот проект работает именно за счет дизайна. Издателем и дизайнером была Тиффани Джонс, и это её видение книжного формата. Мне нравится, что все пять частей книги можно сложить в единое изображение или, наоборот, разложить. Обожаю развороты с каталогизацией артефактов острова — это как музей внутри книги. Не уверена, что этот проект так бы меня зацепил без дизайна.
Есть ли фотокнижное издательство, которое тебя интересует больше всего?
Скорее наоборот: какое издательство ранее меня не интересовало — это MACK. Мне было скучно следить за их слишком конвенциональным выбором. Но! Этой осенью в Париже на выставке Aperture/Paris Photo я увидела книги «Last Safe Abortion» Carmen Winant, «A Woman I Once Knew» Rosalind Fox Solomon. И, как ни странно, именно MACK их опубликовали.
Если говорить об интересе, то я лично познакомилась с Калином и Яной из DNCHT Publishing, потрогала их книги, послушала artist talk — и в восторге от того, как они работают с книжной формой. Обратите внимание на эти книги: «u n b o u n d» Margaret Lansink & Réne van Hulst; «At Work — Ren Hang» Peter Coeln; «The Three Corners of the Ocean» Claudia López Ortega;
Мне хотелось спросить их лично: каково это — быть издателями и ездить по ярмаркам? Кто-нибудь вообще на этом зарабатывает? Как вы столько лет принимаете решение продолжать? Здорово, что удалось неформально обсудить эти вопросы за бокалом, потому-что наш проект Низина тоже хочет двигаться в этом направлении. Ну и, конечно, моё личное открытие — перуанское издательство KWY, на Polycopies я зависла на их стенде и купила две книги.

Какие фотокниги тебе хотелось бы заиметь в дальнейшем?
Делая в России уже третий год подряд фестиваль зинов и фотокниг и собирая наш фонд, я осознала, что лично для себя практически ничего не покупаю. Думала, у меня «импотенция коллекционера» из-за работы. Но оказавшись на ярмарках в Париже, я полностью отдалась эмоциям — выбирала без анализа трендов, победителей конкурсов и актуальности тем. Поэтому сложно сказать, что хочу заранее. Я просто хочу снова поехать на ярмарки, листать, щупать и делать спонтанные покупки. Но! Если бы у меня был побольше бюджет тогда, я бы точно взяла:
1. «The Need to Know» Michael S. Honegger — про отца-шпиона, архивы и реконструкция.
2. Зин «Stripteas» — он надутый, как детские книжки для ванны, только для взрослых.
3. «Clanage» Naohiro Ninomiya — поэтично.
4. «Entrance to Our Valley» Jenia Fridlyand — без комментариев, просто крутая книжная форма.
5. «Debsudha» — про сестер-альбиносов. История сильная, хочется оставить ей место не только в сердце, но и на полке.

Фотографии в материале: Кристина Шкилева
blog

Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой

Фотокнижная библиотека Алексея Ерусланова

Фотокнижная библиотека Кристины Сергеевой

Paris Photo: обзор события

Фотокнижная библиотека Глеба Сергеева

Фотокнижная библиотека Светы Кавериной
