Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Это моя первая Paris Photo. И она удачно пришлась на мой первый месяц жизни в Париже. Я впервые увидел, как, кажется, весь город может быть о фотографии. И не один день, а с четверга по воскресенье. Эти четыре дня я испытывал чувство восторга от происходящего, нервирующее желание все успеть, сменяющееся смирением от осознания невозможности этого, усталость от количества увиденного и пройденного, радость и благодарность от присутствия и соучастия. Я не могу говорить о тенденциях, которые можно проследить на ярмарке в этом году, но я хочу поделиться мыслями и впечатлениями, как человек, впервые оказавшийся в эпицентре фотографии.

Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

(1) Это грандиозно и необъятно


Paris Photo проходила в недавно отреставрированном Гран Пале (отделочные работы местами ещё продолжаются) — в огромном двухэтажном пространстве дворца. Я был на ярмарке только один день. И за день осмотреть её оказалось решительно невозможно. Так, я пропустил почти весь диджитал-сектор и не посетил ни одного артист-тока. В принципе весь день можно было провести у входа, где на длинной стене разместились сотни портретов авторства Августа Зандера. 

Paris Photo — это сотни галерей, тысячи фотографий, бесконечные выступления, презентации и выставки. Но помимо самой ярмарки в городе параллельно проходят вернисажи, все те же презентации и встречи с художниками. На берегу Сены проходит Polycopies — независимая фотокнижная ярмарка. Недалеко от Polycopies запаркован фотобус, и на нём демонстрируются проекты, а прохожие вовлекаются в их обсуждение. Еще в городе проходил Offprint — ещё одна ярмарка с журналами и зинами, куда я просто не успел попасть. Везде интересно, всюду хочется успеть и всё увидеть, но сделать это невозможно. Приходится выбирать и идти на то, что более интересно, и при этом стараться заглушить невольно возникающее чувство FOMO.

Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

(2) Paris Photo — это прежде всего ярмарка, а не выставка. 


А суть ярмарки — это продажи и деньги. И все работы, которые выставляют галереи, выставляются не просто чтобы их посмотрели, а чтобы их купили. И это задает особенную атмосферу происходящему. На столе каждой галереи лежит каталог с перечнем работ и ценами на них. Каждый галерист за секунду различает тех, кто зашел к нему на стенд просто посмотреть, и тех, кто может позволить оставить за отпечаток и 6000, и 60 000 евро. И разумеется, почти все их внимание уделяется второй категории посетителей. 

Для первой на ярмарке есть доступные развлечения: фотография на Polaroid у стенда Magnum, бесплатные шоперы у производителя китайских телефонов и возможность в тесной толпе посмотреть на фотографии, которые скоро окажутся в чьей-то гостиной или кабинете. Ярмарка не предполагает товара на любой кошелек. Цены на работы не являются доступными для большинства посетителей выставки. Но и я пришел не покупать, а смотреть на то, что будут покупать другие. Вполне законная фланерская практика. И, к счастью, там было на что посмотреть.

Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

(3) Вся фотография мира. 


Paris Photo — это, пожалуй, единственное место, где можно одновременно увидеть произведения как классиков фотографии, так и важных современных фотографов. Это очень необычное чувство — смотреть знакомые произведения в виде отпечатков, в рамах, с присущей для любой экспонируемой работы иллюзией подлинности и эксклюзивности. 

Особое значение приобретает исполнение работы — как напечатана и как оформлена фотография: на какой бумаге, что за рама, какое паспарту. И главное — в каком формате. Фотографии очень по-разному работают от увеличения масштаба. Так, например, Брессон (HCB), разбросанный по множеству галерей, в большом формате приобретает неприятную плакатность, а, например, Грегори Халперн (Gregory Halpern), наоборот, дополнительную глубину. Руведель (Mark Ruwedel) — ничем не отличим от Руведеля в книгах. Больше всего от увеличения формата выигрывают портреты. Мне очень понравились галереи с фотографией XIX века. Понравилась выставка литовской фотографии. Понравился уже упомянутый Халперн и проект финского фотографа Aapo Huhta — Gravity.

Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

(4) Люди. 


Я никогда не видел столько увлеченных или просто заинтересованных фотографией людей. Говорят, что даже в последний день ярмарки за полчаса до закрытия стояла очередь на вход. Людей, правда, было очень много. Чтобы посмотреть некоторые работы или книги, часто приходилось немного подождать, пока люди перед тобой их посмотрят. Причём так было на всех площадках, которые были открыты во время проведения Paris Photo. И это очень радостное чувство. Потому что иногда кажется, что фотография — это если не маргинальное занятие, то, по крайней мере, очень нишевое. А тут ты видишь большое количество людей, для которых она так же важна, как и для тебя. И ты можешь с ними общаться. Так же, как и с фотографами, которые выставляют свои работы или презентуют книги. Удивительно, но между вами нет никакой дистанции, а есть общая любовь к фотографии.

Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

(5) Фотокниг не бывает много. 


Именно фотокниги были самым большим искушением в эти четыре дня. Хотелось скупить буквально всё. Или хотя бы просмотреть. И не только мне. На Paris Photo в секции фотокниг я подслушал замечательный диалог, когда семейная пара в возрасте отходила от стола с редкими японскими изданиями, и жена отвечала на воодушевленное предложение мужа купить уже не первую книгу коротким — it’s so expensive. Он продолжал уговаривать, но она была категорична. 

На Paris Photo под секцию фотокниг была выделена большая часть второго этажа. Но по части книг мне куда больше понравилась Polycopies. Она сильно демократичнее и лишена какой-то буржуазной надменности Paris Photo. Корабль и шатер на берегу Сены, столы самых разных фотокнижных издательств, больших и маленьких, все общаются, пьют пиво, Рубен Радинг (Reuben Radding) обсуждает с Мэттом Стюартом (Matt Stuart) какой-то стрит, Алек Сот (Alec Soth) подписывает книги, фотографы, чьи книги ты смотрел раньше в листалках, смотрят книги вместе с тобой. Я купил только две книги: классическую «Sleeping by the Mississippi» Алека Сота и новую книгу Грегори Халперна — «King, Queen, Knave». Но хотелось забрать всё.

Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

На несколько дней Париж превратился в столицу фотографии, где всё было о ней. Это было масштабно, а масштаб имеет значение. Он демонстрирует, что фотография важна, что она радует и объединяет многих. Я ехал с ярмарки в метро, листал купленную книгу, ко мне через плечо заглянула британка и сказала: «Я обожаю Алека, да и вообще фотографию». Что я могу сказать: «И я».

Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотографии в материале: Эдуард Савосин

blog

Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Глеба Сергеева

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Глеб Сергеев рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Светы Кавериной

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Света Каверина рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Ксении Плотниковой

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Ксения Плотникова рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Paris Photo: обзор события. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Кристины Сергеевой

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Кристина Сергеева рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.