Глеб Сергеев — арт-директор, графический и шрифтовой дизайнер, фотограф. В интервью Глеб поделился, как возник его интерес к коллекционированию и творчество каких дизайнеров фотокниг ему импонирует.
Как возник твой интерес к фотокнигам и их коллекционированию?
Думаю, в какой-то момент соединились мой интерес к книге как к форме и к фотографии как к визуальному объекту. В детстве я жил в провинциальной деревне, без интернета, но с книжным шкафом в центре зала, который у нас назывался «большая комната». Это была библиотека отца. Со временем я начал пересматривать книги: альбомы с живописью, альбом с фресками Феофана Грека, Врубель, Брюллов, Рерих, древние церкви Великого Новгорода и археологические древности. Особое место занимали книги с фотографиями из экспедиций Жака Ива Кусто и учебники по рисованию и живописи Петербургской академии искусств. Этот шкаф тогда был для меня целым миром, главным развлечением. Я брал несколько книг и усаживался на диван на несколько часов.
К тому же отец снимал на пленку, и у нас дома было много слайдов в картонных и пластиковых рамках. Я пересматривал их в темноте, когда на стене появлялось светящееся пятно изображения. До сих пор помню, как рисунок обоев сливался с проекцией: стены Псковского кремля, трава, лодки на воде. Отец всегда был с камерой, и, вероятно, это во многом сформировало мой интерес. Парадоксально, но читать я в детстве терпеть не мог — это было наказанием; меня буквально заставляли. А вот рассматривать — другое дело. Позднее книга стала для меня трепетным объектом. В путешествиях книжный магазин — почти всегда первое место, куда я иду. Часами могу разглядывать конструкции книг, ощущать их вес, оценивать бумагу, переплет, верстку, шрифт. Так я начал собирать свою библиотеку.
В какой-то момент приятель рассказал мне про фотокниги и издательство MACK. Почти ничего не зная о предмете, я заказал первую книгу. Это совпало с покупкой новой камеры. С тех пор интерес к фотокнигам и фотографии только разрастается.
Какое фотокнижное издание ты приобрел первым?
Это было купленное интуитивно (и очень удачно) «Ehime» Gerry Johansson. «Ehime» представляет собой серию черно-белых фотографий, сделанных в 1999 году в префектуре Эхиме на острове Сикоку, Япония. Только после того как у меня появились ещё три книги автора, я понял, насколько это издание выделяется.
Какая фотокнига из твоей библиотеки на данный момент является твоим фаворитом?
Ох, для меня выделить одну книгу невозможно. Сейчас мое внимание приковано к изданию, которое я нашел только в музее Йеля — Mark Ruwedel «WESTWARD». Это большая книга в мягкой, почти пухлой обложке из ткани, напоминающей мешковину, что очень удачно подчеркивает тему вестернизации. На контрасте с грубой тканью обложки и крупными черно-белыми изображениями — ярко-оранжевый каптал, и это выглядит очень красиво. Но на этом все достоинства оформления, увы, заканчиваются: мне не нравятся ни шрифты, ни типографика. Один из шрифтов выглядит как нарисованный карандашем от руки, другой — слишком характерный, они спорят друг с другом. Такое оформление кажется дилетантским, как будто кто-то увлекся оформительством и не остановился вовремя, идеи вовсе не было или она растерялась в процессе. Но это не отменяет того, что я проваливаюсь в эти гипнотизирующие снимки, такие близкие мне по настроению.
Westward the Course of Empire — это серия черно-белых фотографий, снятых с 1994 по 2008 год и документирующих остатки заброшенных или недостроенных железных дорог на западе США и Канады. Руведель фиксирует физические следы этих дорог: выветрившиеся насыпи, разрушенные деревянные мосты и туннели.
Помимо нее, неизменно остаются в фаворитах «Spanish Summer» и «American Winter» одного из моих любимых авторов — Gerry Johansson.
Также часто беру с полки Alex Plademunt «Matter» (Best book design from all over the world, The most beautiful Swiss book of the year) от Spector Books. Книга с совершенно другим подходом — не таким классическим, как упомянутые выше. Особенно нравится вынесенный на толстый корешок текст, который сразу привлекает внимание. В Matter Пладемунт обращается к понятию материи как основе всего сущего, исследуя фундаментальные вопросы существования.
За творчеством каких дизайнеров фотокниг ты следишь?
Последнее время незаметно для себя стал больше следить за творчеством фотографов, чем дизайнеров. И чем больше слежу, тем больше убеждаюсь, что как таковой дизайн не нужен или же он должен быть очень формальным, построенным на нюансах с нулевым оформительством, если только идея всей книги как объекта не требует иного подхода. Потому здесь для меня одним из эталонов остаётся Henrik Nygren и его студия. Как я понимаю, все основные книги Gerry Johansson выпускаются следуя его макету от издания к изданию.
Gunnar Smoliansky и Henrik Nygren совместно создали серию фотокниг, которые были переизданы в двухтомном издании «Gunnar Smoliansky 1933–2019». Этот двухтомник я приобрел даже больше не из-за самих снимков, а как объект, мне было интересно, как он сделан.
Но чтобы не пропускать ничего нового, каждый год я отсматриваю финалистов The Most Beautiful Swiss Books. Сейчас я рассматриваю, что делает дизайнер из Германии Krispin Heé.
Какие фотокнижные издания тебе бы хотелось заиметь?
У меня есть Гугл док примерно с сотней изданий, которые мне хотелось бы иметь. Выберу пять:
- «MAINЕ» Gerry Johansson, The ICE PLANT (жду когда можно будет заказать поближе, из Европы)
- «SUMMER NIGHTS, WALKING» Robert Adams, Steidl
- «Die Verwandte. Aus dem fotografischen Nachlass der Anne-Marie von Wolff» Mimi von Moos, Edition Patrick Frey
- «OCTOPUS» Steve Harries, RVB BOOKS
- «Rivers Run Through It» Mark Ruwedel, MACK
Фотографии в материале: Глеб Сергеев.