Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Катя Селезнёва — художница, преподаватель, куратор образовательного проекта Polezreniya School. В данном интервью Катя рассказывает о том, как возник её интерес к фотокнигам, и о том, какие издания ей импонируют.


Как возник твой интерес к фотокнигам и какая фотокнига появилась первой в твоей коллекции?


Первая фотокнига в моей коллекции — «Libretto» французского фотографа Paolo Roversi. Её мне подарили лет 15 назад, и тогда я впервые увидела книгу, которая не была альбомом с фотографиями. В ней работают все элементы, хотя это очень простое, на первый взгляд, и абсолютно визуальное высказывание. Сам автор предлагает воспринимать её «так же естественно, как поднятый с земли камень, как услышанную песню или щебет птицы в саду.»

Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

steidl.de

Полностью мой интерес к фотокнижной форме проявился после Фотобукфеста, который одно время организовывала Екатерина Зуева. Тогда на фестивале, помимо основной программы, показывали, например, финалистов Unseen Dummy Award, и меня поразил уровень высказываний и работы с книгой как объектом. Потом я побывала на Unseen в Амстердаме, там и были куплены первые книги моей личной коллекции. Вообще, я бы не назвала себя коллекционером, обычно мне как автору и куратору достаточно знакомиться с книгами на ярмарках, выставках или в библиотеках, и в нашей школе библиотека тоже довольно большая. Поэтому как зритель я скорее собираю те издания, которые вызывают личный отклик, не связанный с их значимостью. В этом году у меня появились четыре новые книги, хотя я не планировала ничего приобретать из-за переездов. А основная часть коллекции находится в другой стране.


Какая фотокнига в данный период времени чаще всего тобой просматривается?


Новая книга Dylan Hausthor «What the Rain Might Bring», выпущенная в прошлом году в издательстве TBW Books. Во многом она погружает в ту же атмосферу, которой наполнена Sleep Creek, предыдущая, совместная работа Дилана и Pia Paulina Guilmoth. Но если в Sleep Creek пропитанное мифами и тревогой повествование выстраивается скорее с позиции человеческого, то здесь пространство построено на симбиотических связях между человеческим, природным и фотографическим. Ритм «What the Rain Might Bring» связан со сменой дня и ночи, где каждая новая глава обозначается раскладными страницами, и этот цикл повторяется семь раз. Каждый раз, открывая книгу, я обнаруживаю новые связи и символы, и всё равно она остаётся для меня тайной. Тайное, скрытое, являются лейтмотивом всей работы, от камуфляжного узора realtree на обложке до тонких, с трудом раскрывающихся страниц. Ощущение, что погружаешься в глубину чего-то древнего, непознаваемого.

Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Книжный дизайн какой книги с твоей полки тебе импонирует больше всего? 


Первой приходит в голову «Death is not here Wouter Van de Voorde», изданная Void. Это размышление о повседневных встречах жизни и смерти, где одно перетекает в другое, а тревога сплетается с любопытством. В проекте смешиваются изображения ландшафтов, окаменелостей, раскопок, воронов, изображения семьи Вутера и его новорождённого сына, создавая диалог между прошлым и настоящим. Интересно, как в книжной форме соединяется видение художника и дизайнера издательства, João Linneu: в ритме, повторах, постепенно изменяющейся толщине и цвете бумаги.

Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Также мне нравится, как придумана и сделана книга «Ferox: The Forgotten Archives (1976–2010)» Nicolas Polli. Это вымышленный архив исследований несуществующего спутника Марса под названием Ферокс. Книга оформлена в виде научного отчёта с фотографиями, текстами и диаграммами. Полли создал детализированную фикцию, используя сконструированные изображения, псевдонаучные статьи и фальшивые данные, исследуя отношение к достоверности визуальной информации.

Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

www.skinnerboox.com


Какое фотокнижное издательство является твоим фаворитом?


Сложно выделить одно, но мне наиболее концептуально близки Void, TBW Books, Blow Up Press.

Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

О приобретении каких фотокниг ты сейчас мечтаешь?


Будучи в эмиграции, я скорее мечтаю о возможности иметь шкаф в стабильном пространстве, где можно хранить книги, не думая об их количестве и весе, показывать и обсуждать их с другими. 

Но вот несколько изданий:


1. Stephen Gill «The Pillar»

Гилл создаёт условие для изображения, но не контролирует процесс съёмки: камера, установленная напротив деревянного столба в открытом поле, фиксирует птиц в моменты, когда они оказываются в кадре.

2. Collier Shorr «Jens F»

Эта книга — диалог между художником и моделью, живописью и фотографией, мужским и женским взглядом, где вместо завершенных изображений зритель видит процесс выстраивания взаимоотношений. 

3. Raymond Meeks / George Weld «The Inhabitants» 

Мне близка методология Микса и его отношения с фотографией. Для этого проекта он провёл несколько месяцев во Франции, исследуя пути мигрантов, пересекающих реки, леса и пустоши на границе с Испанией. Книга состоит из фотографий, запечатлевших не самих людей, а следы их присутствия: препятствия на пути, оставленные ими следы, руины временных лагерей и природу, служившую им укрытием. 

4. Alessandra Sanguinetti «Some Say Ice»

Эта книга особенно резонирует с моим видением, и  бы хотела подробнее изучить её в контексте проекта, над которым работаю сейчас. Почти десять лет Сангвинетти посещала город Блэк-Ривер-Фолс в штате Висконсин, вдохновленная книгой «Wisconsin Death Trip» Майкла Леси, которую она обнаружила в детстве. Её проект исследует темы смертности, времени и человеческого существования через призму повседневной жизни небольшого американского города.

Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотографии в материале: Катя Селезнёва.

blog

Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Алексея Ерусланова

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Алексей Ерусланов рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Кристины Сергеевой

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Кристина Сергеева рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Paris Photo: обзор события

Специально для проекта «как пройти в библиотеку» фотограф Эдуард Савосин поделился своими впечатлениями о событиях...
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Глеба Сергеева

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Глеб Сергеев рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Светы Кавериной

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Света Каверина рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Ксении Плотниковой

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Ксения Плотникова рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Кристины Шкилевой

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Кристина Шкилева рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.