
Ксения Плотникова — фотограф, преподаватель, куратор направления «Фотография» в Школе дизайна НИУ ВШЭ на протяжении 5 лет, автор и ведущая образовательных программ по фотографии для подростков в Доме культуры «ГЭС-2» и ММОМА. В рамках данного интервью Ксения поделилась принципами по которым формируется её коллекция фотокниг и какие значимые издания её наполняют.
С какой фотокниги начала формироваться твоя коллекция?
Мне кажется, что первой книгой, которая появилась у меня, была Larry Towell «The World from my Front Porch». В то время я ничего не знала о фотокнигах, воспринимала их как альбомы с фотографиями, не думала о монтаже, последовательности, фотокнижном дизайне. Только спустя много лет, я смогла по достоинству оценить это издание и до сих пор очень рада тому, что оно у меня есть. «The World from my Front Porch» — это масштабная работа о семье, земле и её влиянии на человека и его идентичность.
Примерно в то же время у меня появилась книга Stanley Greene «Black Passport», совершенно обжигающее столкновение с реальностью. «Black Passport» — это дневник, биография Стэнли Грина, американского фотожурналиста. Военные фотографии в книге чередуются с личными, а также дополняются текстом — мыслями Грина о войне и мире. В книге много фотографий, сделанных в России: война в Чечне, расстрел Дома Советов в октябре 93 года — Грин стал свидетелем событий, которые произошли, когда я была еще ребёнком и не могла осмыслить происходящее, тем важнее становятся его свидетельства и мысли.
Спустя много лет я начала преподавать и изучать историю фотокниг. С этого момента покупка книг стала более осознанным действием. Первой книгой, которую я с нетерпением ждала, была Sam Contis, Dorothea Lange «Day Sleeper» — последовательность малоизвестных фотографий Доротеи Лэнг, хранящихся в архиве в Оклендском музее, собранная Сэм Контис. С этого момента не упускаю ни один шанс пополнить коллекцию: прошу друзей привозить книги из поездок, ищу на Авито и заказываю с сайтов зарубежных издательств.
Какое фотокнижное издание в данный период времени чаще всего тобой просматривается?
Все недавно появившиеся у меня книги смотрю чаще. Сейчас это ZZYZX Gregory Halpern. Сначала я продолжительное время довольствовалась видео-листалкой в сети, но когда появилась возможность купить это издание, сразу ей воспользовалась. Последние несколько месяцев эта книга важная опора для меня. С нетерпением жду недавно вышедшую книгу Халперна «King, Queen, Knave», она уже едет ко мне, но подождать придётся еще пару месяцев.
Книжный дизайн какой книги с твоей полки тебе импонирует больше всего?
Я люблю строгий классический книжный дизайн, когда речь идёт о фотокнигах. Чаще мне не хочется, чтобы дизайн отвлекал внимание от фотографий. И все мои самые любимые книги сделаны очень просто. Но у этого правила, конечно, есть исключения.
Интересно наблюдать за тем, как динамично развивается российское фотокнижное сообщество и зин-культура, и как авторы исследуют возможности дизайна в фотокнижном формате. Мне хочется рассказать о книге Лены Холкиной «The girl in front of the lake». Лена работала над книгой в резиденции Reminders Photography Stronghold в Японии под кураторством Юми Гото. «The girl in front of the lake» выпущена тиражом 35 экземпляров и полностью сделана вручную автором. В основе проекта лежит идея цикличности исторических процессов и того, как социальные проблемы проявляются через личную историю. Книга построена из трех типов изображений, и именно находки дизайна позволяют объединить работу в целостное произведение. Люблю пересматривать эту книгу, рада, что одна из тиража в 35 книг, есть у меня.
Каких критериев ты придерживаешься при формировании своей коллекции?
Думаю, мной движет два мотива :) Первый: я покупаю книги, которые важны для меня как для преподавателя (те, что нужно показать студентам и посмотреть самой, чтобы видеть фотографии авторов, о которых мы говорим на занятиях, не только с экрана, но и напечатанными). Это не всегда мои любимые авторы, но это точно книги, которые нужно знать: классика американской и европейской фотографии. И второй: книги, которые интересны мне как зрителю и фотографу, не обязательно значимые для истории фотографии, но вызывающие отклик лично у меня, как пример могу привести книгу Guido Guidi «Lunario».

О приобретении какой фотокниги ты мечтаешь?
Одной? :) У меня есть список из примерно 60 книг, которые я хочу «в первую очередь». Но если говорить об одной единственной самой желанной — это Paul Graham «Shimmer of possibility», издание MACK, состоящее из 12 книжек в одной коробке. Настоящее сокровище, когда-нибудь будет жемчужиной моей коллекции)
Из более реалистичного, очень жду новую книгу Awoiska van der Molen «The Humanness of Our Lonely Selves», уже заказала её, должна приехать через пару месяцев.

Фотографии в материале: Ксения Плотникова.
blog

Фотокнижная библиотека Кристины Шкилевой

Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой

Фотокнижная библиотека Алексея Ерусланова

Фотокнижная библиотека Кристины Сергеевой

Paris Photo: обзор события

Фотокнижная библиотека Глеба Сергеева
