Света Каверина — визуальный художник, работает в основном с жанром фотографии, живет в Амстердаме. В данном интервью Света поделилась, как возник её интерес к фотокнигам и издания каких авторов и издательств стали формировать её коллекцию.
Как возник твой интерес к фотокнигам и
их коллекционированию?
Прежде всего спасибо за приглашение в рубрику, для меня нет ничего приятнее, чем поговорить о том, что составляет сегодня один из моих ключевых интересов, — о фотокнигах и увлекательном процессе их собирательства. Надо начать с того, что мою коллекцию можно условно поделить на две части: к первой относятся традиционные и не очень фотоальбомы, по сути каталоги работ фотографа или группы фотографов, а вторую представляют собой так называемые книги художника, книги как объекты. Грань между этими категориями не всегда четкая, но чаще всего она ощутима.
Так вот, первая часть моего собрания формировалась давно, в ней есть книги, купленные и 15, и 25 лет назад. Там много сокровищ: прекрасные издания Сары Мун, Деборы Турбевилль, Судека, Родченко, Дуэйна Майклза, и больше всех в ней — изданий Франчески Вудман. А вторая часть коллекции начала собираться относительно недавно, и начало этого этапа легко отследить — буквально с первой же книги, поменявшей мое представление о медиуме фотокниги, я начала вести свой телеграм-канал «Портреты и котлеты».
Хотя изначально он совершенно не задумывался каналом о фотокнигах — моей целью было рассказать о своих впечатлениях от фотофестиваля в Роттердаме, и они не умещались в краткий формат публикаций, поэтому я завела канал в телеграме, и дала ему нелепое игровое название, потому что где-то слышала, что в телеграме такие работают лучше всего.
Как ни странно, канал с тех пор живет-поживает, наполняется новыми обзорами — по нему видно, как растет моя коллекция, и как много вдохновения я из нее черпаю, а, может быть, и не только я.
Какая фотокнига появилась первой в твоей коллекции и какое фотокнижное приобретение стало последним на данный момент?
Книгой, положившей начало новому этапу моего коллекционирования, стала «ERNA HELENA ANIA» Томаша Лачни, изданная прекрасным издательством Blow Up Press. Я встретила ее на книжном маркете там же в Роттердаме. Она лежала: маленькая, неприметная, запечатанная. Но внутри нее, как в коробке с игрой Джуманджи, как будто звучала музыка, которая от себя не отпускала, — я попросила ее раскупорить и пропала! В этом году, уже на фестивале Unseen в Амстердаме, я познакомилась с Гжегошем из BUP, и пожаловалась, что это он виноват в том, что теперь я на книги спускаю семейный бюджет. Ну и тут же, конечно, купила у него новую книгу!
Книга Томаша — замечательный пример того, как личная история обретает полифоническое звучание и делается созвучна сразу многим. Она состоит из фотографий, графических рисунков, копий документов и архивных фотографий — все это открывает перед нами завесу семейной тайны. Томаш примерно мой ровесник, детство его прошло в социалистической Польше, какие были главные игры его детства? Разумеется, «в войнушки», где плохие были — немцы, враги. И вот подростком он узнает, что его бабушка — немка. И по крупицам выпытывает всю драматическую историю: как между бабушкой и дедушкой, немкой и поляком, случилась запретная любовь; как бабушка, словно Мария, стучалась на сносях в закрытые двери, но ее не пускали на порог; как она родила дочь, мать Томаша, одна, и в хлеву; как после была заключена в лагерь и разлучена с дочерью на многие годы.
Все это заставляет Томаша задаться вопросом: кто же он, на чем строится его (национальная) идентичность, действует ли она вообще как реальная опора, или такого рода самоидентификация это зыбучие пески наших ошибочных представлений о себе? Эти вопросы актуальны и для меня, возможно, в большей мере, чем мне бы того хотелось.
А самой недавней моей покупкой стало букинистическое японское издание «Sentimental Journey» Нобуёси Араки, то самое знаменитое, в коробке с девочкой и кошкой.
Какая фотокнига в данный период времени чаще всего тобой просматривается?
Честно говоря, ответить на этот вопрос мне было труднее всего. Я специально разделила книги, изъяла самые необходимые из большого книжного шкафа и обустроила себе отдельную небольшую библиотеку возле рабочего стола. Чтобы нужная книжка всегда была на расстоянии вытянутой руки. И вытягиваю руку я регулярно — к разным книгам. Так что отвечу, приблизительно попытавшись прикинуть частотность, — наверное, чаще всего я обращаюсь к тому или иному изданию Франчески Вудман, а из них больше всего к дневникам или к книге, где ее работы сближаются с фотографиями Джулии Маргарет Кэмерон. Вообще, если подумать, чаще всего я пересматриваю работы именно женщин-фотографов, работающих со своим телом: Франчески, Анн де Гелас, Джорданны Калман.
Книжный дизайн какой книги с твоей полки тебе импонирует больше всего?
Тут во мне включается коллекционер, и самыми красивыми хочется назвать именно последние книжки, потому что радость обладания ими еще не утихла. Из сентябрьского улова на Unseen меня восхищает дизайн книги «Garden», изданной Blow Up Press, и двух потрясающих книжек издательства Dienacht Publishing — одна называется «Relaxing Chamber», другая «Unbound».
В целом, книге не нужно быть слишком сложно устроенной, чтобы ее дизайн меня восхитил. Скорее наоборот, излишняя замысловатость может меня отпугнуть, часто я ловлю себя на мысли при взгляде на сложную книгу, что это больше про искусство дизайна, чем просто про искусство.
Вот, например, новая книга Рут Маненти «I Imagined It Empty» очень проста и минималистична, и кажется мне очень красивой. Или одна из моих самых любимых книг в коллекции, победительница Aperture прошлого года «Hunting In Time» Ронит Порат: захватывающая история, очень точная верстка, минимализм и выразительность — и я вся в ее власти.
Какое фотокнижное издательство является твоим фаворитом?
Если мне нужно из всех любимых издательств выбрать одно, то это будет издательство Void, безусловно. У меня даже есть самая большая профессиональная мечта — чтобы они когда-нибудь выпустили мою книгу. И я ловлю себя на мысли, что не хочу, чтобы эта мечта исполнилась поскорее, иначе о чем еще мне останется так мечтать?
Void неизменно меня искушает новинками — в шапке моего телеграм-канала про фотокнижки стоит их гениальная визитка, где дьявол нашептывает какому-то бедолаге вроде меня, что много книг не бывает! — но на настоящий момент я все их, кажется, скупила. Впрочем, есть еще и распроданные сокровища — например, великая книжка Марко Марзоччи «Oyster», абсолютный шедевр фотокнижного искусства, на мой вкус.
Я восхищаюсь их книгой «Plexus» Хелены Хелшфрехт (а кто нет?!); считаю бесконечно чистой нотой книгу Франческо Мерлини про грузинское наводнение и зоопарк; обожаю их новинку, мокьюментари про девочку-ведьму Гертруду; и горюю над красивой и трагической книгой Вика Бакина про войну. Вообще воспринимаю дух и букву издательства Void совершенно особенно, слушаю и слышу их уникальный голос и ценю его выше других голосов.
О приобретении каких фотокнижных изданий ты сейчас мечтаешь?
Как ни странно, какой-то недостижимой фотокнижной мечты у меня сейчас нет. Видимо, потому что я только недавно сняла сливки с букмаркета, и даже еще не все успела показать на своем канале. Есть планы — например, купить новую книгу Каролин Драйк «I’ll let you be in my dreams if I can be in yours» издательства MACK. Я подержала ее в руках на выставке, но подумала, что пару месяцев без нее поживу, куплю позднее. Намного больше я хотела бы раздобыть ее старую книжку «Internat», но она уже букинистическая редкость.
Вот скорее мечты мои сейчас касаются того, чего уже не найти в свободном доступе, — например, я очень хотела бы отыскать не за миллионы «Picture of My Life» Джунпея Уеды, книги Йосикацу Фудзи, «Oyster» Марко Марзоччи, которую я уже упоминала, и еще несколько других легендарных книжек.
Фотографии в материале: Света Каверина