Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Юлия Бориссова — фотограф, художник, коллекционер фотокниг. Родилась в г. Таллин, Эстония, живет в Санкт-Петербурге. В своем творчестве фокусируется в основном на проблемах памяти в переосмыслении прошлого и своего места в нем. Формирует свое художественное высказывание посредством фотокнижных проектов. Ее работы находятся во многих музейных и библиотечных коллекциях. Последние несколько лет ведет блог boosty.to/artistbook где делится своими работами и рассказывает о книгах из своей коллекции.

В интервью Юлия рассказала о том, как возник ее интерес к фотокнигам и какие издания наполняют её личную библиотеку.



Как возник твой интерес к фотокнигам?


Скорее всего, мой интерес возник в тот момент, когда я поняла, что хочу, чтобы мой фотопроект приобрел форму книги. Я задумалась о том, как эта книга могла бы выглядеть, стала изучать примеры и таким образом, уже безвозвратно, погрузилась в фотокнижный мир. С самого начала меня особенно интересовали книги японских авторов, я имею в виду книги ручной работы, которые ценны не только своим содержанием, но и тем, как они сделаны, из каких материалов, как они переплетены. И, самое главное, бережный и трепетный подход авторов к их созданию. В моей коллекции есть несколько таких работ — «Red String» Йошикацу Фудзи, «Hodophylax — The Guardian of the Path» Мичико Хаяси, «The path of million pens» Мики Хасегава. Каждая из них — произведение искусства. Потом появились другие уникальные книги, но эти были первыми, поэтому я ими особенно дорожу.

Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Какая фотокнига появилась первой в твоей коллекции и какое фотокнижное приобретение стало последним на данный момент?


«Griffin and Sabine: An Extraordinary Correspondence» — это не совсем фотокнига, а книга художника, но выпущенная большим тиражом. Автор Nick Bantock придумал двух персонажей — художника и таинственную незнакомку, которые обмениваются зашифрованными посланиями. Эта книга выполнена в эпистолярном жанре и практически является арт-объектом с рисунками и конвертами, в которые вложены письма. Она стала началом моей коллекции, а еще сразу дала понять, насколько для меня важно активное взаимодействие с книгой. Позже я и сама стала придумывать различные способы вовлечения зрителя в свои работы, не только на визуальном, но и на тактильном уровне.

Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Из последних приобретений — книга Кристины де Миддел «Journey to the Centre». Кристина де Миддел использовала книгу книгу Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» в качестве точки отсчета, чтобы представить путь мигрантов через Мексику, как героическое путешествие, а не как побег. В этой книге она совмещает документальные наблюдения с элементами сюрреализма, которые зачастую сама инсценирует. 

Кристина де Миддел для меня безусловный авторитет, как художник, работающий с медиумом фотографии, как рассказчик историй, как человек с отличным чувством юмора и те книги, которые она создает, я могу купить не глядя. Сначала в моей коллекции появились «Афронавты» — ее первая фотокнижная работа, затем «This Is What Hatred Did», «Sharkification», «Man Jayen» и вот теперь «Journey to the Centre». У Кристины есть свой, узнаваемый стиль, но в каждом проекте она как будто идет еще дальше, использует еще больше приемов, чтобы показать абсурдность окружающего нас мира — наверное, все ее проекты существуют на стыке реальности и вымысла.

Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Какая фотокнига в данный период времени чаще всего тобой просматривается?  


Я пересматриваю книги в зависимости от настроения. Часто изучаю книги Софи Каль, которая до сих пор не перестает меня удивлять. На моей полке есть книги с ее проектами, такими как «The Hotel», «Suite Vénitienne», «Blind» (где тексты также вытеснены шрифтом Брайля), книга с таким длинным названием: «Because of this Story of a Passer-by Gushing at a Baby in a Stroller, Whose Mother Exclaims ‘And You Haven't Seen His Picture! ’» (Изображения там спрятаны в «карманы» страниц), и очень красивая книга c белым тканевым переплетом и вышивкой золотой нитью на обложке «Rachel, Monique…», посвященная ее матери. В книгу включены факсимиле записных книжек, документация путешествия — Софи Каль исполнила мечту своей матери побывать на Северном полюсе и в знак своего присутствия там оставила во льдах фамильные драгоценности и фотографический портрет. Часть текстов в книге выполнена блинтовым тиснением по всей поверхности страниц. Что мне особенно нравится в книгах Софи Каль, так это акцент на тактильных ощущениях. Её книги мне никогда не наскучат. Время от времени я открываю любую из них и каждый раз нахожу что-то новое.

Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Книжный дизайн какой книги с твоей полки тебе импонирует больше всего?


У меня нет однозначного ответа, потому что дизайн зависит от идеи, заложенной в книгу. Одно произведение требует лаконичного, минималистичного оформления, а другое может иметь множество разворотов и вставок, главное, чтобы все детали дизайна были оправданы необходимостью и поддерживали содержание книги. Но, в качестве примера, могу назвать проект художника и коллекционера Томаса Совина и визуального художника Кенсуке Коике «No More No Less»

Авторы отдали один и тот же материал в три разных издательства — The (M) éditions (Франция), Skinnerboox (Италия) и Jiazazhi Press (Китай) с одним единственным условием: 400 экземпляров должны быть напечатаны к определенному сроку (через 9 месяцев после подписания контракта), а с авторами нельзя связываться по поводу концепций или дизайна на любом этапе производства. В итоге получилось три совершенно разных книги на основе одних и тех же изображений, и каждая из этих работ — просто триумф дизайнерской мысли. Я на своем канале YouTube (jb about artistbook) показываю эти книги.

Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

О приобретении каких фотокниг ты сейчас мечтаешь?


Как ни странно, особо не мечтаю, мои желания ограничены возможностью отправки книг в Россию. Я сейчас больше думаю о работе над своими книгами. Может быть, чтобы получить книгу своей мечты, нужно создать ее самостоятельно, не больше не меньше)


Фотографии в материале: Юлия Бориссова.

blog

Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Александра Шарра

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Александр Шарр рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Кристины Шкилевой

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Кристина Шкилева рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Кати Селезнёвой

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Катя Селезнёва рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Алексея Ерусланова

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Алексей Ерусланов рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Кристины Сергеевой

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Кристина Сергеева рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Paris Photo: обзор события

Специально для проекта «как пройти в библиотеку» фотограф Эдуард Савосин поделился своими впечатлениями о событиях...
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Глеба Сергеева

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Глеб Сергеев рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Светы Кавериной

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Света Каверина рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.
Фотокнижная библиотека Юлии Бориссовой. Фотограф и исследователь фотографии из Санкт-Петербурга Елизавета Веприцкая

Фотокнижная библиотека Ксении Плотниковой

В рамках проекта «как пройти в библиотеку» Ксения Плотникова рассказывает о фотокнигах из своей коллекции.